Назначение:
Основным назначением батареи (электрического аккумулятора) является подача электричества на стартер для запуска двигателя. Генератор питает электричеством лампы и многие другие электрические устройства, а батарея компенсирует недостаток электроэнергии.
|
Используется |
|
Не используется |
Электрические нагрузки батареи (Справочные значения)
|
Нагрузка / Автомобиль |
Пассажирский автомобиль |
Тяжелый грузовик |
Маршрутный автобус |
Туристический автобус |
Зажигание (включая главное реле) |
5-10А |
2А |
2А |
2А |
Габаритные фонари (включая освещение приборов, индикатор и т.д.) |
5-7А |
6-8А |
8-11А |
8-15А |
Фары (ближний свет) |
6-12А |
6-8А |
Фары (дальний свет) |
10-18A |
7-10A |
Противотуманные фары (двухконтурные) |
6-10A |
2-4A |
Освещение салона |
1A |
1-3A |
4-7A |
10-30A |
Стоп-сигналы |
5-9A |
4-5A |
4-7A |
Стояночные фонари |
1-1.5A |
- |
- |
- |
Стеклоочиститель |
2-3A |
Нагревательный элемент |
8-10A |
- |
- |
- |
Обогреватель |
3-14A |
5-7A |
3-30A |
15-40A |
Кондиционер |
10-20A |
12-16A |
30-60A |
15-40A |
Радио |
0.6A |
0.5A |
- |
В т.ч. стереосистема |
Стереосистема |
2-6A |
1.6A |
- |
2-6A |
Система навигации |
3-15A |
- |
- |
- |
Оборудование для обслуживание (пассажиров) одним человеком |
- |
- |
5-15A |
- |
Чайник |
- |
- |
- |
20A |
Охладитель бутылок |
- |
- |
- |
5-10A |
Комплект для влажной уборки |
- |
- |
- |
3-10A |
Микроволновая печь |
- |
- |
- |
30A |
Устройство видеозаписи (включая телевизор)Мотор стартера |
- |
- |
- |
12-20A |
Мотор стартера, при запуске в летний период |
90-120A |
350-500A |
Мотор стартера, при запуске в зимний период |
105-190A |
450-800A |
Ток утечки |
5-50 mA |
5-100 mA |
Батарея имеет две функции – «разрядки» и «зарядки», то есть обладает обратимым действием.
Разрядка |
Отдача электроэнергии из батареи. |
Зарядка |
Восстановление исходного состояния добавлением электроэнергии из внешнего источника
|
Типы:
|
Хорошие характеристики |
|
Средние характеристики |
|
Низкие характеристики |
Позиция / Тип |
Малосурьмянистая |
Гибридная |
Кальциевая |
Сплав решетки |
Положительный электрод (+) |
Свинец – сурьма |
Свинец – сурьма |
Свинец – кальций |
Отрицательный электрод (-) |
Свинец – сурьма |
Свинец – кальций |
Свинец – кальций |
Характеристики разряда |
|
|
|
Срок работы |
Малые нагрузки |
|
|
|
Большие нагрузки |
|
|
|
Жаркая окружающая среда |
|
|
|
Необслуживаемый ресурс работы |
Саморазряд |
|
|
|
Отсутствие необходимости долива |
|
|
|
Подходит для автомобилей |
Батарея, готовая к работе |
Такси/Грузовик |
Пассажирский автомобиль общего назначения |
[Для справки] Частота долива воды в пассажирском автомобиле указана для справки |
Около 15 000 км |
Около 30 000 км |
В большенстве случаев не требуется в течение всего срока службы |
Работа аккумуляторной батареи
|
Наши батареи, рассчитанные на жесткие условия эксплуатации, имеют прак-тически удвоенный срок службы по сравнению со стандартными батареями с применением кальция, которые устанавливаются на автобусах или грузови-ках и работают в условиях повторяющихся глубоких разрядов и зарядов.
Способы продления срока службы батареи
|
Частая проверка уровня жидкости
Избыток жидкости - Коррозия пластины, изменение удельной плотности
Недостаток жидкости - Сульфатация (при отвердении пластины)
Проверка плотности электролита и контактов на предмет загрязнений
Повреждение корпуса батареи
Отказ из-за вибрации автомобиля
Это может привести к сокращению срока службы и разрядке батареи
|
Типы автомобильных батарей
|
Сурьмянистая батарея
В такой батарее в положительной и отрицательной решетке в качестве легирующего элемента содержится сурьма; ресурс до начала обслуживания таких батарей ниже, чем у других. Малосурьмянистая батарея изготавливается путем снижения содержания сурьмы в решетке для увеличения периода без обслуживания.
Гибридная батарея
В такой батарее для положительной решетки используется малосурьмянистый сплав, а для отрицательной – кальциевый сплав. Ресурс до обслужи-вания такой батареи несколько ниже, чем у кальциевой батареи, однако она универсальна.
Кальциевая батарея
В такой батарее для положительной и отрицательной пластины в качестве легирующего материала используется кальций. Такая батарея не устойчива к глубоким разрядам, характерным для пикапов и автомобилей доставки, такси и автобусов, однако, она обеспечивает наибольший период до начала обслуживания и долговечность при установке на пассажирских автомобилях.
Необслуживаемая батарея
Необслуживаемые батареи разработаны с целью уменьшить испарение раствора электролита, которое является одной из причин разрядки батареи, а также уменьшить частоту доливки воды, необходимой при испарении раствора. В такой батарее для изготовления решетки в качестве легирующего элемента используется кальций, а также обеспечивается высокая степень герметизации корпуса. Однако даже полностью герметизированная необслуживаемая батарея теряет часть раствора электролита вследствие электролиза. При таких обстоятельствах необслуживаемая батарея все же требует надлежащего осмотра. В частности, следует иметь в виду, что использование батареи с уровнем жидкости ниже определенного предела может привести к сокращению срока службы и даже взрыву.
Вопрос |
Почему используется свинец? |
Ответ |
Свинец используется из-за низкой стоимости. |
Вопрос |
Для чего в батарее нужен сепаратор? |
Ответ |
Он необходим для изолирования друг от друга положительного и отрицательного электрода. |
Вопрос |
Как количество пластин влияет на напряжение? |
Ответ |
Количество пластин не влияет на изменение напряжения. Незави-симо от количества объединенных положительных и отрицатель-ных пластин электродвижущая сила составляет около 2 В. Это обусловлено тем, что электродвижущая сила определяется взаимо-действием свинца и раствором электролита или серной кислоты. |
Тип:
В маркировке типа батареи указываются ее рабочие характеристики и размеры. Возьмем для примера тип 75D23R согласно стандарту JIS:
75 |
D |
25 |
R |
Эксплуатационный показатель |
Код размера боковой поверхности |
Округленное значение размера длинной стороны |
Расположение выводов |
Указывает рабочие характеристики, определяемые соотношением между емкостью и стартерными характеристиками. Чем больше значение, тем выше рабочие характеристики.Указывает на размер короткой стороны. |
Указывает округленую до см длину. |
Указывает расположение выводов. |
|
|
|
<Для справки> Типы выводов
|
Серийные размеры |
Вывод |
Размер A19 без “T” в конце обозначения типа |
Болт и гайка (Винт с номинальным диаметром 6 мм)
|
Размеры A17, B17 до 24 и размер A19 с “T” в конце обозначения типа |
Тонкий вывод (конический вывод) (базовый диаметр: + 14,7 мм, -13 мм) |
Размеры C24, D20 до 31, E41, F51, G51 и H52 |
Толстый вывод (конический вывод) (базовый диаметр: + 19,5 мм, -17,9 мм)
|
Размеры аккумуляторной батареи
|
Вопрос |
Можно ли установить батарею с более высокими характе-ристиками, если позволяет пространство? Насколько большой может быть устанавливаемая батарея? |
Ответ |
Если позволяет пространство, можно установить батарею большего размера. Это определяется размером полки для ее установки. Однако если при установке большей батареи вносятся изменения в конструкцию автомобиля, это может вызвать нарушение в электрической системе и повлиять на срок службы батареи. По этой причине не рекомендуется использовать батареи большего размера |
Вопрос |
Что произойдет в случае установки батареи меньшего размера? |
Ответ |
На батарею будет приходиться большая нагрузка, что может сократить срок службы. По этой причине не рекомендуется устанавливать батареи размерами меньше оригинальных. |
Вопрос |
Почему положительный и отрицательный выводы отличаются по размерам? |
Ответ |
Для предотвращения неправильной установки. |
Вопрос |
Почему выводы батареи с размерами B и D имеют разную толщину? |
Ответ |
Выводы отличаются по размерам для минимизации падения напряжения даже при прохождении пускового тока двигателя. |
Проверка:
По мере повторения циклов разрядки и зарядки батареи происходит постепенное ухудшение состояния (сульфатация*) пластин, что приводит к потере способности полностью заряжаться и разряжаться.
По мере снижения способности выполнения батареей функции зарядки/разрядки она постепенно выходит из строя, что приводит к проблемам на дороге, например, к невозможности запуска двигателя.
Поскольку о состоянии батареи нельзя судить по внешнему виду, при проведении обслуживания и осмотра следует использовать тестер и гидрометр. Зная пробег и срок эксплуатации автомобиля, можно сделать заключение о состоянии аккумуляторной батареи.
*Сульфатация: Явление, при котором кристаллы не проводящего ток сульфата свинца оседают на пластинах, снижая площадь химической реакции.
Для более безопасного и правильного использования батареи:
Для электрических аккумуляторов используются следующие шесть пиктографических знаков.
| Запрещается подносить огонь к батарее, а также необходимо предотвращать короткие замыкания и искрения батареи. Может произойти возгорание или взрыв. | | Для персональной защиты от неожиданного взрыва серной кислоты при работе с батареей надевайте защитные очки и резиновые перчатки. |
Оберегать от огня | Работать в защитных очках |
| Запрещается присутствие лиц (например, детей), не ознакомленных с приемами работы или не осознающих имеющуюся опасность. | | Раствор электролита в батарее является серной кислотой. При попадании в глаза или на кожу возможна потеря зрения или ожог. |
Запрещается присутствие детей | Опасно! - Серная кислота |
| Перед работой с батареей внимательно ознакомьтесь с руководством для правильной и безопасной эксплуатации. | | В батарее образуется водород. Неправильное обращение с батареей может привести к воспламенению или взрыву. |
Ознакомтесь с руководством | Взрывоопасно! |
Принципы безопасного обращения:
|
Позиция | Описание | Правильные действия | Принципы безопасного обращения |
Осмотр | Уровень жидкости | Если уровень ниже рекомендованного, долить воды. | Не допускайте загрязнения утекающей жидкостью. |
Удельная плотность | Если плотность ниже 1,240 (при 20°C), зарядить. | Не допускайте расплескивания раствора электролита. |
Тестер батареи | Зарядка | Не лопускайте искрения |
Внешний вид | Если батарея грязная, протереть влажной ветошью. | Не допускайте проливания и загрязнения раствором электролита. |
Заменить батарею в случае ее деформирования и растрескивания. |
Пробка, вентиляционное отверстие | Не должно быть грязи, деформирования, ослабления затяжки. Очистить. | Не допускайте засорения выпускного отверстия |
Вывод, рама крепления и т.д. | При обнаружении ослаблений креплений затянуть. | Не допускайте искрения и утечки |
В случае коррозии зачистить. |
Обслуживание | Доливка воды | Долить очищенную воду до указанного уровня. | Не заливайте слишком много воды |
Зарядка | Перед зарядкой АКБ проверьте правильность подсоединения зажимов к положительному и отрицательному выводам. | При зарядке обращайте внимание на ток, температуру, искрение, серную кислоту, туман, образующийся газ и т.д. |
Перед отсоединением зажимов установите выключатель в положение окончания (End). |
Перед зарядкой отсоедините отрицательный кабель бортовой зарядки. |
Зарядка контактов | Затяните с надлежащим крутящим моментом. |
Не допускайте повреждений из-за чрезмерного усилия затяжки, не допускайте искрения, утечек и повреждения инструментом и т.д., очистите влажной ветошью и т.п.
|
Очистка | Удалите грязь с поверхности батареи, выводов и рамы крепления. Отверстие в пробке должно быть чистым. |
Замена батареи | Вывод | «Отсоединить» Сначала отсоедините отрицательный вывод (со стороны заземления). | Не допускайте искрения |
«Подсоединить» Окончательно установите отрицательный вывод. |
Рама крепления | «Отсоединить» Перед демонтажем рамы крепления отсоедините выводы. | Затяните болты и гайки надлежащим образом. Не допускайте искрообразования при применении инструментов и т.п. |
«Подсоединить» Установите и прочно закрепите раму крепления. |
Аккумуляторная батарея | «Подсоединить» Используйте батарею, соответствующую автомобилю. | Соблюдайте полярность выводов |
«Перенос» Осторожно переносите батарею в горизонтальном положении. | Не роняйте и не наносите удары по батарее |
Хранение батареи | Батаеря с жидкостью | Храните батарею в сухом месте, защищенном от прямых солнечных лучей. Проводите периодическую подзарядку. | Не допускайте утечек и искрения |
Батарея, готовая к работе | Перед применением батареи долейте раствор электролита до указанного уровня. | Не заливайте слишком много раствора электролита и не расплескивайте его. При хранении раствора электролита соблюдайте правила безопасности при обращении с ядовитыми и вредными веществами. |
Утилизация батареи | Поддерживайте чистоту участка. Утилизируемая батарея должна быть разобрана специалистом. | Следует соблюдать особую осторожность и не допускать коротких замыканий и утечки раствора электролита. |
О чрезмерной разрядке и токе утечки:
|
Вопрос | Что такое удельный вес? |
Ответ | Плотность вещества относительно эталонного вещества. В качеств эталонного вещества используется вода. |
Пример: Удельный вес величиной 1,28 означает, что плотность жидкости батареи в 1,28 раз выше плотности воды. Поскольку плотность определяется для 1 г/см3, то значение, выраженное в г/см3, становится значением удельной плотности. |
Что такое чрезмерная разрядка (севшая батарея)?
|
Батарея перестает работать, когда уровень заряда* становится меньше разрядной емкости. Это же явление имеет место при слишком низком напряжении регулятора или при использовании слабой батареи в течение долгого времени в сложных условиях движения или с чрезмерной нагрузкой.
*С учетом КПД зарядки батареи величина заряда должна превышать разрядную емкость в 1,2 раза.
Даже когда автомобиль не используется (при выключенном ключе зажигания), батарея автомобиля продолжает понемногу отдавать электроэнергию для поддержания работы памяти часов, аудиовизуального оборудования, системы навигации, охранной сигнализации и т.п. Это небольшое количество электрического тока называется «током утечки».
Он может сокращать срок работы батареи. Если автомобиль не используется длительное время, батарея не получает достаточной подзарядки и постепенно разряжается под действием тока утечки, а ее состояние ухудшается.
Вопрос |
Почему происходит понижение уровня электролита? |
Ответ |
Понижение уровня жидкости происходит из-за постоянной зарядки электричеством. Электролит может испаряться в зависимости от температуры, однако, основное уменьшение объема происходит во время зарядки. |
Вопрос |
Можно ли доливать водопроводную воду при снижении уровня жидкости? Как отражается на работе батареи установка вольтодобавочного устройства? |
Ответ |
Во время зарядки генерируемая энергия сохраняется в пластинах, а избыток энергии расходуется на электролиз воды в растворе электролита. При этом происходит процесс образования водорода и кислорода с уменьшением объема воды. Поэтому при уменьшении количества жидкости необходимо доливать воду. Однако в обычной воде содержатся загрязняющие примеси. Вместо нее нужно использовать очищенную воду. Водопроводную воду можно использовать только в чрезвычайных случаях, когда трудно найти очищенную воду. Влияние вольтодобавочного устройства на батарею подтверждения не получило. Как изготовитель мы не рекомендуем его применение. |
Вопрос |
Почему происходит обесцвечивание выводов батареи? |
Ответ |
Обесцвечивание выводов батареи, сделанных из свинцового сплава, происходит из-за реакции кислоты и воды со свинцом. При реакции с водой происходит образование гидроокиси свинца, и выводы приобретают белый оттенок. При подаче напряжения на серную кислоту на выводе происходит образование окиси свинца темного цвета. |
|
Побочное вещество бирюзового цвета на зажиме пучка электропроводов образуется вследствие реакции меди и серной кислоты или меди и двуокиси углерода. |
Вопрос |
Что делать с порошком, осаживающимся на выводе батареи? |
Ответ |
Удалите ржавчину, образовавшуюся на поверхности вывода и внутри зажима пучка электропроводов, с помощью металлической щетки или мелкого напильника. Бирюзовое вещество на зажиме пучка электропроводов легко удаляется горячей водой. |
Вопрос |
Почему происходит вздутие батареи? |
Ответ |
Повторяющиеся циклы зарядки и разрядки приводят к ухудшению пластин. Например, может иметь место явление, когда расширяется решетка положительной пластины. В этом случае увеличивается объем пластины, что приводит к давлению на корпус батареи и ее расширению. Закупорка вентиляционного отверстия пробки также приводит к повышению внутреннего давления и расширению корпуса батареи. |
Даже при отсутствии проблем, при нормальной эксплуатации автомобиля состояние батареи может ухудшиться. Первым признаком неисправности является более медленное, чем обычно, вращение стартера при запуске двигателя.
Если батарея садится, это может быть вызвано следующим:
Удельная плотность батареи не увеличивается даже при зарядке батареи. |
Существует большая разница между удельной плотностью и количеством электролита в банках. |
Уровень электролита в батарее снижен. |
Таким образом, срок службы батареи составляет 2-4 года и значительно колеблется в зависимости от технических характеристик автомобиля, условий и среды эксплуатации*.
* Состояние батареи ухудшается в большей степени, а срок ее службы сокращается в следующих случаях:
1. При использовании на автомобилях-рефрижераторах, потребляющих большое количество электроэнергии.
2. В летний период, когда температура батареи повышается.
3. В зимний период, когда напряжение понижается из-зи низкой температуры
4. В зимний период, когда вместе с повышением вязкости масла (из-за низкой температуры) повышается напряжение, необходимое для пуска.
5. При движении в тяжелых дорожных условиях.